Кафедра сельскохозяйственных машин, тракторов и автомобилей создана в январе 2017 г. путем слияния двух крупнейших кафедр факультетов – «Сельскохозяйственных машин» и «Тракторы и автомобили», каждая их которых имеет глубокие исторические корни.
Кафедра сельскохозяйственных машин основана профессором А.А. Хохряковым в 1915 году, когда ещё не было факультета механизации. Она стала структурным подразделением агрономического факультета Воронежского СХИ и была в его составе задолго до появления мехфака. Кафедра никогда не меняла своего названия и в 2015 году отметит своё столетие.
По инициативе первого заведующего кафедрой профессора А.А. Хохрякова (1915-1929) была создана машиноиспытательная станция. На её базе сотрудники вуза проводили испытания сельскохозяйственной техники. В 1930-1933 гг. на основе кафедры сельхозмашин и машиноиспытательной станции был создан «Институт механизации социалистического сельского хозяйства», который после последующего преобразования в качестве факультета вошёл в состав Воронежского сельскохозяйственного института.
В последующие годы кафедрой заведовали доценты Р.В. Лавров (1931-1937), Ф.М. Курушин (1937-1940), академик Ю.А. Вейс (1942-1943), профессор А.И. Петрусов (1944-1951), доценты Д.Ф. Маньков (1951-1960), С.Д. Полонецкий (1961-1966; 1968-1975), профессор А.Н. Семёнов (1967-1968),заслуженный деятель науки и техники РФ доктор технических наук профессор А.П. Тарасенко (1975-2012). В настоящее время кафедру возглавляет почётный работник высшего профессионального образования РФ доктор сельскохозяйственных наук профессор В.И. Оробинский (с 2012 г.). В преподавательский состав входят четыре профессора и пять доцентов.
В 1937 году из состава кафедры выделилась кафедра машиноиспользования (ныне кафедра эксплуатации машинно-тракторного парка), а в 1961 году – кафедра механизации животноводческих ферм (ныне кафедра механизации животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции).
Кафедра сельскохозяйственных машин на всём протяжении существования являлась передовой, играющей ключевую роль в развитии вуза. Зачастую её сотрудники занимали должность декана. В разные годы факультетом механизации сельского хозяйства руководили Р.В. Лавров, Ю.А. Вейс, Ф.М. Курушин и другие. В 1965 году по инициативе и при организационном участии заведующего кафедрой декана С.Д. Полонецкого мехфак существенно улучшил своё оснащение и условия работы, перейдя в отдельный благоустроенный корпус. С 1986 по 2002 год факультет возглавлял заслуженный работник высшей школы РФ кандидат технических наук профессор кафедры сельхозмашин И.А. Резниченко. Под его руководством в качестве пилотного проекта была внедрена многоуровневая система подготовки – бакалавриат и магистратура. С ноября 2010 года деканом агроинженерного факультета является доктор сельскохозяйственных наук профессор В.И. Оробинский.
На кафедре ведётся научная работа по теме «Инновационные направления совершенствования процессов и технических средств механизации и электрификации сельскохозяйственного производства».
Докторами технических наук стали А.П. Тарасенко, К.Р. Казаров, В.С. Быков, В.В. Василенко, В.В. Труфанов; доктором сельскохозяйственных наук − В.И. Оробинский.
Коллектив кафедры «Сельскохозяйственные машины» (2016 г.)
Слева направо нижний ряд: доцент Солнцев В.Н., лаборант Харламова Е.Д., профессор Василенко В.В., заведующий кафедрой профессор Оробинский В.И., профессор Тарасенко А.П., профессор Казаров К.Р.; верхний ряд: инженер Чишко Р.Л., заведующий лабораторией Тарабрин Д.С., доцент Гиевский А.М., инженер Шипилов Н.А., старший лаборант Гребцова З.Н., доцент Баскаков И.В., доцент Чернышов А.В., доцент Шатохин И.В., инженер Путенко Р.А., инженер Лунёв А.В., аспирант Мяснянкин К.В.
Результаты научных исследований использованы ГСКБ "Ростсельмаш" при комплектации комбайнов "Нива" и "Дон-1500" приспособлениями для уборки крупяных культур (ПКК-5, ПКК-10) и фасоли (Ф-5), а также ГСКБ ПО "Воронежзерномаш" при разработке семяочистительной машины и норий. Рекомендованы к внедрению разработки по снижению травмирования зерна при уборке и послеуборочной обработке. В учхозе "Березовское" был создан стационарный комплекс для обработки невеяного вороха зерновых и кормовых культур. Разработана технология скашивания семенников люцерны с предварительным увлажнением массы.
При содействии фонда «Старт» создано новое поколение высокопроизводительных зерноочистительных машин ОЗФ-50 и ОЗФ-80, которые успешно прошли государственные испытания на ЦЧ МИС, серийный выпуск их осуществляется на предприятии ООО «Оскол-Сельмаш» (г. Новый Оскол).
В хозяйствах Воронежской области было внедрено 400 приспособлений к свекловичным сеялкам для высева семян люцерны. Создано более 20 моделей плугов нового поколения, отличающихся меньшей металлоёмкостью, значительным увеличением ширины захвата и производительности, уменьшением до 20% затрат топлива. Базовая модель АС ПНУ 8-35 успешно прошла государственные испытания на ЦЧ МИС и рекомендована к производству. Производство этих плугов налажено в АООТ «Аква-Свар» (г. Воронеж), и уже около 500 орудий работают в хозяйствах Центрального Черноземья и Краснодарского края. Работа над созданием более перспективных моделей плугов продолжается. Сотрудниками кафедры разработано и внедрено в производство пять моделей комбинированных почвообрабатывающих агрегатов с дисковыми и культиваторными рабочими органами. Эти агрегаты успешно заменяют плуги при безотвальной обработке почвы.
Кафедра тракторов и автомобилей организована в сентябре 1930 года на базе ранее существующей кафедры механизации сельского хозяйства. Первым заведующим кафедрой был назначен ассистент кафедры механизации сельского хозяйства А.Т. Козлов. С 1933 года кафедрой заведовал молодой инженер, прибывший со Сталинградского тракторного завода С.С. Межевикин. Затем непродолжительное время кафедрой заведовали: Р.В. Михайлов, профессор И.Т. Кузнецов, профессор В.А. Гаврилов.
С 1934 по 1941 г.г. зав. кафедрой снова назначили к.т.н. доцента С.С. Межевикина. В период с 1941 по 1945 г. заведующим кафедрой был профессор И.В. Архангельский, перешедший затем на кафедру детали машин. С 1945г. кафедрой заведовал к.т.н. доцент А.Я. Гуланс, с 1960 г. – доцент Барковский А.И. Благодаря их энергичной деятельности кафедра оснащается необходимым оборудованием, а ее коллектив активно включается в научно-исследовательскую работу.
В 1965 году заведующим кафедрой тракторов и автомобилей был избран выдающийся ученый, ученик и последователь академика В.П. Горячкина, один из основоположников теории трактора профессор Е.М. Харитончик. С приходом Е.М. Харитончика резко возрос фронт и результативность научных работ, упрочились старые и появились многочисленные новые творческие связи кафедры с тракторными заводами (ЛТЗ, МТЗ, ВгТЗ, ХТЗ), научно-исследовательскими институтами (НАТИ, ВИМ, ГОСНИИТИ, ВИСХОМ, КубНИТИМ), колхозами и совхозами.
Коллектив кафедры тракторов и автомобилей (2016 г.)
Слева направо нижний ряд: доцент Ворохобин А.В., доцент Костиков О.М., зав. кафедрой Поливаев О.И., доцент Байбарин В.А., доцент Сухинин В.Е., доцент Божко А.В.; верхний ряд: ассистент Бабанин Н.В., инженер Пронин А.В., ст. преподавтель Тесленко И.С., инженер Полухин И.В., ст. преподаватель Ведринский О.С., ст. преподаватель Кузнецов А.Н., инженер Миронов Е.С.
С 1965 по 1970 г.г. проведена большая работа по испытанию скоростных тракторов совместно с МИИПС в колхозах и совхозах Воронежской, Липецкой и Белгородской областях. В 1980 году из состава кафедры тракторов и автомобилей выделяется кафедра производственного обучения.
С 1978 по 1996 гг. кафедрой заведовал Заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., профессор В.П. Гребнев. Коллектив кафедры результативно продолжал научно-исследовательскую работу, проводимую при профессоре Е.М. Харитончике, и активизировал деятельность по перестройке и совершенствованию учебного процесса. Усиливается профессиональная направленность читаемых лекционных курсов, возрастает удельный вес самостоятельной работы студентов. Все большее число студентов привлекается к участию в научной работе по тематике кафедры. Проводятся научные исследования по обоснованию способов повышения эксплуатационных свойств сельскохозяйственных тракторов на основе совершенствования конструкции, рационального использования и улучшения труда механизаторов.
С 1997 г. по 2016г. кафедрой заведовал заслуженный работник высшей школы РФ, доктор технических наук, профессор О.И. Поливаев.
Комплексная тема кафедры: «Инновационные направления совершенствования мобильных энергетических средств». Научные разработки и рекомендации кафедры внедрены на Липецком тракторном заводе, а также в хозяйствах Воронежской и Липецкой областях. За последние 15 лет подготовлено 21 кандидат наук и 1 доктор технических наук.