ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ

Кафедра эксплуатации транспортных и технологических машин / История кафедры

Согласно приказу «О внесении изменений в структуру факультетов и кафедр ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ» № 5-075 от 07.06.2016 г. была создана кафедра эксплуатации транспортных и технологических машин путем объединения кафедр технического сервиса и технологии машиностроения и эксплуатации машинно-тракторного парка.
Кафедра технического сервиса и технологии машиностроения была сформирована в июне 2012 года из кафедр ремонта машин и технологии конструкционных материалов, метрологии, стандартизации и сертификации.
Кафедра ремонта машин была организована в сентябре 1931 года. Первым ее заведующим был Виктор Викторович Ганрио. В сентябре 1933 года на эту должность был назначен К.С. Корчагин. В 1941 году штат кафедры состоял из трех доцентов, шести ассистентов, одного старшего лаборанта, двух лаборантов и одного препаратора. В период Отечественной войны 1941-1945 гг. на защиту Родины были призваны: доцент Зельман А.С., ассистенты Русанов Н.И., Попов Н.С., Макаров И.Т., лаборант Шульгин И.С. и старший лаборант Щербаков В.Ф. В 1947 году на кафедре было два преподавателя: зав. кафедрой Корчагин К.С., он же и декан факультета механизации сельского хозяйства, и ассистент Родионов Л.С., лаборанты Азаров А.М. и Щербаков В.Ф. В разное время кафедрой заведовали: Васильев Н.А. (1953-1961), Родионов Л.С. (1961-1962), Абрамов Г.А. (1962-1967), Косилов А.И. (1967-1968), Родионов Л.С. (1968-1973), Корольков И.Т, (1973-1986), Косилов А.И. (1986-1990), Акимов Г.Л. (1990-1993), Иванов В.А. (1993-2001), Чечин А.И. (2001-2012), Астанин В.К. (2013-2016).
На кафедре изучались дисциплины: «Надежность и ремонт машин», «Технология сельскохозяйственного машиностроения, «Монтаж, эксплуатация и ремонт технологического оборудования» и др. Научно-исследовательская работа кафедры проводилась по следующим направлениям: термодиффузионный способ восстановления бронзовых деталей машин и оборудования; электрохимическая абразивная обработка деталей; восстановление деталей ремонтно-восстановительными составами в режиме штатной эксплуатации (РВС-технологии); совершенствование организации и технологии ремонта с. х. техники. Кафедра ремонта машин - неоднократный участник Выставки достижений народного хозяйства СССР, Международной выставки стран СЭВ и межрегиональных выставок. Кафедра удостоена премии Совета Министров СССР за разработку термодиффузионного способа восстановления деталей. Результаты исследований нашли широкое применение на машиностроительных и машиноремонтных предприятиях страны.
Кафедра технологии конструкционных материалов, метрологии, стандартизации и сертификации была основана в 1939 году. В разное время кафедрой заведовали: Скрябин А.М. (1939-1951), Бажанов Л.М. (1951-1959), Сахаров В.В. (1959-1983), Кузнецов В.В. (1983-2009), Астанин В.К. (2009-2012).
На кафедре изучались дисциплины: «Материаловедение», «Технология конструкционных материалов, «Метрология, стандартизации и сертификации». В составе кафедры находились учебные мастерские, оснащенные необходимым оборудованием для практических занятий со студентами по технологии конструкционных материалов. Мастерская имеет кузнечное, литейное, сварочное, столярное и механическое отделения.
Под руководством профессора Кузнецова В.В. была создана научная школа «Формирование движения и распределения зерновых потоков». Учениками школы и её руководителем опубликовано 4 монографии и более 200 статей, получено свыше 30 авторских свидетельств и патентов на изобретения, защищены 9 диссертаций на соискание ученой степени кандидата технических наук и одна – доктора технических наук.
Кафедра эксплуатации машинно-тракторного парка бала организована в 1933 году. Первыми преподавателями были выпускники агрономического факультета, прошедшие специальную подготовку по механизации. Это будущие заведующие кафедрой П.Д. Третьяков и Ф.И. Гаврилов. Первым заведующим был землеустроитель по специальности, будущий академик-экономист Н.П. Александров.
Научно-педагогическая деятельность была направлена на организацию полевых работ – как механизированных, так и конных. Изучались способы движения агрегатов, соединения машин в агрегатах, скоростные и нагрузочные режимы работы.
Во время Великой Отечественной войны, в эвакуации в городе Камень-на-Оби, преподаватели работали на полях комбайнёрами. В 1953 году Ф.И. Гаврилов был награжден орденом Ленина за долголетнюю и безупречную работу в ВУЗах.
Далее направление деятельности кафедры было дополнено разработкой вопросов технического обслуживания машин. Большую работу в этом направлении провел доцент Г.З. Соколовский. Им был сформирован комплекс лабораторных работ для обучения студентов, положено начало исследованиям гидронавесных систем. Начинания Г.З. Соколовского были успешно продолжены доцентом М.В. Афанасенко.
Следующим этапом развития научной деятельности кафедры было испытания техники на повышенных скоростях. Работы выполнялись совместно с Научно-исследовательским институтом сельскохозяйственного машиностроения (ВИСХОМ). Руководил работой доцент П.Д. Третьяков. По этому направлению защитили диссертации доценты В.И. Нагорнов, В.С. Мешков, М.Г. Мацнев.
В 1966 году кафедру возглавил профессор Ф.С. Завалишин. Научная деятельность на кафедре была в основном направлена на оптимизацию параметров машин и агрегатов и совершенствование сборочно-транспортных (транспортно-распределительных) процессов. Эту тему развивали Г.Л. Акимов, О.Т. Лихачева, А.Е. Волощенко, М.Т. Золотых, А.П. Дьячков, Н.П. Колесников, А.Д. Бровченко, Ю.Н. Баранов, В.И. Глазков и другие аспиранты кафедры.
За успехи в развитии научных исследований и подготовку кадров высшей квалификации профессору Завалишину Ф.С. в 1981 году присвоено звание «Заслуженный деятель науки РСФСР».
С 1969 по 1974 г. г. на кафедре повышали свою квалификацию преподаватели аналогичных кафедр сельскохозяйственных ВУЗов страны.
С 1985 по 1993 г. г. кафедрой заведовали: доцент, к.т.н. Нагорнов В.И.; доцент, к.т.н. Мацнев М.Г. С февраля 1994 г по май 2014 кафедрой руководил профессор, к.т.н. Дьячков А.П.
В 2012 году к кафедре эксплуатации машинно-тракторного парка была присоединена кафедра производственного обучения.
С 2014 кафедру возглавил доктор технических наук Пухов Е.В.
Кафедра производственного обучения была организована в 1980 году. Ежегодно кафедра готовила 170-180 студентов 2 курса агроинженерного факультета на рабочую профессию тракториста-машиниста и 220-250 студентов со всех факультетов на рабочую профессию водителя транспортных средств категории “В”.
Заведующим кафедрой был доцент А.М. Масик. С 2005 по 2012 год кафедрой руководил доцент В.И. Глазков.
Научная работа сотрудников выполнялась по двум разделам комплексной темы по повышению надежности сельскохозяйственных тракторов и совершенствованию системы питания дизелей. Ежегодно по результатам научных исследований делались доклады на научных конференциях и публиковались работы в печати. Получено 20 авторских свидетельств и патентов на изобретения (доценты Бурдыкин В.Д. и Моисеев А.И.).
На протяжении всего периода существования кафедры преподавателями совершенствовалась научно-методическая и организационная работы, обновлялась материальная база на тракторном полигоне, приобретались новые автомобили и современная сельскохозяйственная техника.
В настоящее время кафедру эксплуатации транспортных и технологических машин возглавляет доктор технических наук, профессор Пухов Е. В.
Сотрудники кафедры участвуют в подготовке и проведении конференций, семинаров и выставок. Сотрудниками кафедры активизирована работа по подаче заявок на конкурсы и гранты как регионального, так и федерального значения. Так выполнялись работы по разработке профессиональных стандартов для Министерства труда и социальной защиты населения РФ, национальных стандартов для Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) (структурное подразделение Министерства промышленности и торговли РФ).
Выпускники агроинженерного факультета под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры завоевывали призовые места на различных конкурсах, в том числе на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений, проводимые Министерством образования РФ, Министерством сельского хозяйства РФ.
За последнее время на кафедре эксплуатации транспортных и технологических машин защищены 1 докторская и 5 кандидатских диссертаций.
К приоритетным направлениям развития кафедры относятся: совершенствование материально-технической базы кафедры, отвечающей современному уровню развития техники и технологий в области эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и комплексов; повышение инновационной активности преподавательского состава; повышение качества подготовки выпускников и обучающихся, в том числе повышение квалификации через систему дополнительного образования; вовлечение студентов в научную и производственную деятельность кафедры; коммерциализация научных разработок; проведение и участие в конференциях, семинарах, круглых столах; выполнение работ по конкурсам и грантам.