От института к аграрному университету 11 января 1991 г. приказом N5–К Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам СХИ был преобразован в Государственный аграрный университет.
Совет Министров РСФСР своим Постановлением N177–Н от 13 февраля сохранил вузу имя К. Д. Глинки.
Такое преобразование по существу произошло не в день подписания указанного документа, а, как видно из истории, значительно раньше.
При своем возникновении ВСХИ объективно не мог быть университетом. Институты (лат. institutum — установление)-это высшие специальные учебные заведения.
Установление (организация) Воронежского СХИ означало создание высшего учебного специального заведения по подготовке только специалистов агрономического профиля. И выпускник СХИ не мог претендовать на получение диплома об университетском образовании.
Однако особенностью СХИ с первых шагов его деятельности как по кадровому составу, так и по содержанию учения было то, что он довольно успешно не только преодолевал узкие рамки одного факультета, но и самое главное, поэтапно готовил свой переход к высшему университетскому образованию.
По своему происхождению понятие «Университет» (от латинского universitas — совокупность) первоначально означало высшее учебное заведение, объединяющее в своем составе («совокупность») нескольких факультетов. В дальнейшем, от такого чисто количественного определения, университеты утвердились в общественном понимании как высшие учебные заведения, претендующие на обучение и воспитание разносторонних способностей людей, где наряду со специальными дается широкая гамма общеобразовательных, философских и культурных ценностей.
Буквально через несколько лет после своего возникновения СХИ перестал быть однофакультетным учебным заведением. В 20–30–е годы в институте в разные годы функционировало от 3 до 6 факультетов. Более того, произошло отделение двух крупнейших факультетов в самостоятельные высшие учебные заведения. И сегодня на базе бывших факультетов Воронежского СХИ работают Воронежская лесная и Воронежская технологическая академии.
Следовательно в довоенные годы, СХИ уже перерос рамки первоначально поставленной перед ним в 1913г. задачи.
С послевоенным восстановлением и до образования Воронежского аграрного университета были сделаны дальнейшие серьезные шаги становления СХИ как университета.
Институт за счет открытия новых факультетов, особенно экономического, и присоединения зоотехнического и ветеринарного получил возможность выпускать специалистов по всему спектру АПК от агронома и экономиста до ветеринарного врача и землеустроителя.
Были проведены большие работы по сохранению уникального архитектурного комплекса СХИ и одновременно построены здания агроинженерного, зоотехнического и ветеринарного факультетов (1984–1987 гг.) Наряду с традиционными специальностями : (агрономия со специализацией по селекции и семеноводству, агрохимия и почвоведение, ветеринария, зоотехния, механизация сельского хозяйства, землеустройство, экономика и управление АПК, бухгалтерский учет в сельском хозяйстве в агроуниверситете открыты новые специальности:
230100 «Сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования в сельском хозяйстве»;
270200 «Технология хранения и переработки растениеводческой продукции»;
311400 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»;
311500 «Механизация переработки сельскохозяйственной продукции».
Кроме того, на факультетах открыт ряд новых специализаций. Агроуниверситет постоянно работает над расширением номенклатуры специальностей и специализаций. Это позволяет удовлетворять в условиях перехода к рынку все возрастающие запросы производства и личности.
С 1993 года приказом МСХ РФ Воронежскому университету в числе 14 ведущих аграрных вузов страны разрешено ввести многоуровневую структуру аграрного образования. В агроуниверситете она была развернута по 6 направлениям: агроэкономика, агроинженерия, агрономия, ветеринария, зоотехния, землеустройство и земельный кадастр.
В соответствии с утвержденными в 1994 г. Государственным комитетом РФ по образованию государственными образовательными стандартами и классификатором по направлениям и специальностям высшего профессионального образования коллективами факультетов разработаны и утверждены рабочие учебные планы.
В рамках многоуровневой структуры по направлениям агрономия и агроинженерия наряду со специалистами начата подготовка магистров. Это качественно новое звено в отечественной высшей школе. Магистратура призвана готовить кадры новой формации.
Агроуниверситет стал образовательным и культурным центром аграрной сферы региона, им разработана и передана областным администрациям ЦЧЗ концепция непрерывного аграрного образования. Для компьютерной подготовки преподавателей и студентов в агроуниверситете создана принципиально новая материальная база.
В 1976 г. в университете был установлен один из первых в городе вычислительный комплекс серии ЕС–1020. Этот год является началом создания вычислительного центра. Сегодня это динамично развивающаяся служба ВГАУ. Постоянно идет обновление вычислительной техники и развитие новых информационных технологий.
Итогом этой работы является создание Единой информационной Среды ВГАУ. Ведутся работы по внедрению новых информационных технологий: геоинформационные технологии, мультимедиа, обучающие программы, графические системы для проектирования, компьютерные издательские системы.
Летом 1997 г. ВГАУ подключен к международной компьютерной сети ИНТЕРНЕТ. Университет как бы закончил технологическую эру и вошел в новую — информационную эру.
Для поддержания постоянной связи с общеобразовательными школами, профтехучилищами, техникумами и колледжами, в целях довузовской подготовки учащейся молодежи и в соответствии с концепцией непрерывного ее образования организован Центр довузовской подготовки (ЦДП) (1996г.).
Для более широкого охвата сельских школ профориентационной работой агроуниверситет организовал в ЦЧЗ 15 профцентров. Организация агроуниверситета позволила создать научно-исследовательскую часть (НИЧ). Ее основными структурными подразделениями стали кафедры, хозрасчетные научно-исследовательские лаборатории, Опытная станция, студенческие научные организации, творческие научно-исследовательские коллективы, малые и совместные предприятия.
Создание агроуниверситета и НИЧ — это признание заслуг коллектива института. Основными направлениями научно-исследовательской деятельности агроуниверситета стали: разработка направлений стабилизации агропромышленного производства и совершенствование организационно-хозяйственного механизма в условиях регулируемых рыночных отношений;
разработка экологических технологий возделывания с.-х. культур на основе оптимального сочетания биологических и техногенных приемов повышения плодородия почв в адаптивно-ландшафтных системах земледелия;
создание высокопродуктивных сортов и гибридов с.-х. культур, устойчивых к экстремальным условиям Среды;
совершенствование производства, техники и технологии хранения и переработки продукции растениеводства;
разработка научных основ формирования устойчивых агроэкосистем Центрального Черноземья;
разработка и внедрение рациональной технологии производства молока и мяса в ЦЧЗ;
разработка и внедрение экологически безопасных методов диагностирования, лечения и профилактики массовых болезней животных в условиях ЦЧЗ;
разработка основ землеустройства и геоинформационного обеспечения рационального использования и охраны земельных ресурсов ЦЧЗ в условиях рыночных отношений;
разработка ресурсосберегающих технологий производства и переработки с.-х. продукции и технические средства для их реализации;
построение и численная реализация новых математических моделей технологических и производственных процессов АПК.
В Воронежском агроуниверситете работали известные ученые: В. В. Квасников — член-корр. ВАСХНИЛ, М. И. Сидоров — член-корр. РАСХН — основоположник учения об агрофизических свойствах черноземов. Более 30 лет кафедрой растениеводства руководил заслуженный деятель науки РСФСР, профессор П. И. Подгорный. Учебники, написанные им и профессором С. Н. Щербаком являются для студентов основными учебными пособиями по агрономическим специальностям с/х вузов России. Под руководством профессора Г. В. Коренева выведен сорт озимой вики Глинковская. Коллективом кафедры селекции под руководством лауреата Государственной премии СССР, профессора Н. А. Успенского, а позднее профессора С. Н. Щербака выведены сорта полевых культур, районированные в различных зонах России. Учеными кафедры под руководством академика В. Е. Шевченко созданы новые сорта озимой пшеницы (Черноземка, Базальт, Воронежская), тритикале (Тальва), суданской травы (Воронежская 24).
В 1995 году учеными кафедры издано учебное пособие «Селекция и семеноводство полевых культур» для студентов агрономических специальностей аграрных вузов. Учеными кафедры садоводства под руководством заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора А. Н. Веньяминова создано 10 сортов сливы, один сорт вишни.
Большой вклад в развитие научной школы ветеринарного факультета агроуниверситета внес крупный специалист, профессор, член-корр. ВАСХНИЛ. В. Т. Котов, при непосредственном участии которого в ЦЧЗ были ликвидированы опаснейшие инфекционные болезни животных — чума и рожа. Дело его продолжили его ученики — профессора, заслуженные деятели науки РФ Б. Т. Артемов, А. Г. Нежданов, Я. И. Шнейберг и возглавляемые ими коллективы. Учеными в последние годы изданы «Анатомия домашних животных» и другие учебники.
Широкую известность получили научные школы экономического факультета университета и их основоположники: заслуженный деятель науки РСФСР, крупнейший теоретик аграрных кризисов профессор Л. И. Любошиц, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор О. Ф. Лопатина, профессор Г. А. Тищенков. Ученые факультета под руководством известных профессоров А. П. Курносова, А. Ф. Шишкина, И. Б. Загайтова разрабатывали концепцию перевода предприятий системы агропромышленного комплекса на рыночные отношения. В 1995 году профессором А. Ф. Шишкиным издан учебник «Экономическая теория», рекомендованный для студентов сельскохозяйственных вузов по направлению «Агроэкономика».
Учеными агроуниверситета в период 1991–1996 гг. создано 40 новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, разработано 47 новых технологий и технологических процессов , 39 новых видов оборудования (машин, рабочих органов, приборов), 52 разработки защищены авторскими свидетельствами и патентами на изобретения. В производство внедрено 236 разработок.